пятница, 14 мая 2010 г.

Платить или не платить?

Есть вещи, которые кажутся нам незыблимыми испокон веков: дважды два - четыре, Волга впадает в Каспийское море, в сетевом маркетинге обучение  бесплатное.

Таким же незыблимым в свое время был постулат о том, что Земля покоится на трех китах. Но времена меняются...

Недавно на своем блоге Михаил Габов в статье "Альтруизм, инвестиции или финансовая недальновидность?" подверг сомнению привычное понятие о бесплатном обучении в МЛМ.

С недавних пор эта тема меня тоже волнует. Не тем, что здесь сокрыт новый источник дохода лидера (хотя отношусь к этому совершенно нормально), а прежде всего из-за низкой эффективности обучения в МЛМ вообще. Если взять те часы, которые в сетевом маркетинге уделяются обучению и развитию дистрибьюторов-консультантов и реальный выхлоп, то, мне кажется, кпд очень невысок.

Почему это происходит и можно ли это изменить?

Хочу поделиться с Вами тем, как это видится мне.  А Вас приглашаю к обсуждению и развитию темы.

В МЛМ множество противоречий, преимущества и недостатки легко переходят друг в друга.

С одной стороны это уникальный бизнес, в котором, как ни в каком другом, присутствует человечность, отношения партнеров часто дружеские и неформальные. И вот даже в качестве актива бизнеса предложена такая категория как "отношения".

С другой стороны, как любой бизнес, сетевой маркетинг находится в русле общих законов бизнеса, где главная цель (не путать с миссией) есть получение прибыли.

Многие, кто занимался традиционным бизнесом, прошли через грабли работы с друзьями и родственниками и зареклись смешивать бизнес и дружбу.

А в МЛМ часто именно дружба и родственные отношения лежат в основе бизнеса. Со всеми плюсами и минусами. Например, с таким - что брать деньги со своих нехорошо. И требовать со своих и выгонять опять же своих тоже как-то не комильфо.

Глубоко задуматься о необходимости платности, чтобы повысить эффективность обучения меня побудил полгода назад опыт участия в длительном (три месяца) бизнес-тренинге. Заплатив некую сумму я вошла в группу. По программе тренинга каждый день мы выполняли задания. Первоначально я отнеслась к этому не очень серьезно, но когда после первого же раза невыполненного в срок задания получила бан и предупреждение, что еще через два вылечу из группы, то отношение поменялось кардинально.

Да, несмотря даже на оплату, участника могли выкинуть из группы. Первое время это плохо помещалось в голове и шел внутренний протест.

Но!

В результате это был самый продуктивный тренинг из всех, в которых мне приходилось участвовать!

При этом нагрузка по домашним заданиям зашкаливала, участники забыли про нормальный сон, но за свои места в группе тем не менее держались зубами.

Результат прохождения бизнес-тренинга был более чем конкретный - полученная прибыль.

В процессе я часто сравнивала свой новый опыт с тем, что в основном практикуется в МЛМ - где спонсор-мама мягко наставляет и убеждает выполнить задание на полчаса нагрузки. При этом дистрибьютор может выполнить, может не выполнить - от этого в процессе обучения ничего не меняется.
Разница просто колоссальная.

А это все формирует отношение к бизнесу в целом.

Сейчас мне видится, что в обучении в сетевом маркетинге может быть две линии - обязательная программа (бесплатная) и произвольная программа. Обязательная - это понятно, вся основная информационная база от самой фирмы , включая азы поведения дистрибьютора на рынке. Произвольная программа выстраивается лидером и включает процесс вхождения в бизнес.

Тема получается очень объемная, и одно цепляется за другое. Многие проблемы лежат в плоскости отсутствия концепции МЛМ как бизнеса - кроме постулата, что партнерство с фирмой сетевого маркетинга есть собственный бизнес дистрибьютора, экономическое обоснование мне пока встречать не приходилось.

А что думаете Вы - есть ли смысл в платном обучении для развития своего МЛМ-бизнеса? В каких случаях и в каких размерах эта оплата может производиться? Приветствуются любые мнения!

7 комментариев:

Марина Успенская (Петрова) комментирует...

Маргарита, может это посчитать весенним обострением?:))) Мы с Вами одновременно написали пост на похожую тему.
http://lady-in-biz.livejournal.com/16928.html

Маргарита Николаева комментирует...

Да, Марина, может быть весеннее обострение.))
Бизнес без денежных отношений между партнерами не бывает, рано или поздно приходишь к этому. А вопрос обучения это отдельная и очень важная часть взаимодействия спонсор-дистрибьютор. Здесь много тонких моментов и вопросов. А в обсуждении с коллегами проще найти на них ответы.

Михаил Габов комментирует...

Маргарита, я бы сказал "обязательная программа" и "профессиональная программа"
Обязательная, говорит сама за себя, если её действительно сделать обязательной.
А профессиональная - это право выбора,стремиться к профессионализму и инвестировать в свои мозги или нет.

Маргарита Николаева комментирует...

Термин "произвольная программа" я использовала из спорта, но при переносе в бизнес-среду несомненно он требует уточнения. Что касается "профессиональной программы"... В МЛМ действительно упор делается на освоении профессии, но бизнес это не профессия. Это деятельность, процесс достижения нужного результата... можно продолжить... И, как мне кажется, платить нужно не столько за передачу знаний в виде семинаров (хотя и за это тоже), а прежде всего за то, чтобы спонсор курировал (не подобрала другого термина) процесс перехода теоретических знаний к практическому результату.

Может написать на эту тему статью...?...

Михаил Габов комментирует...

Позволю себе не согласится с Вами в том, что платят за деятельность, за процесс... и т.д. Платят только за результат! За процесс платят на работе по найму :-)

Маргарита Николаева комментирует...

Фирма несомненно платит за результат.
Я про платные семинары, в них оплата производится за информацию. Или можно еще сказать за опыт учителя, выраженный в его результате.
Интересно было бы рассмотреть вариант,когда дистрибьютор оплачивает спонсору (учителю) за тренерское ведение к результату дистрибьютора.

Михаил Габов комментирует...

И не фирма платит, а общество :-) Фирма распределяет согласно маркетинг плана. Сорри за умничество.

Ну, а на счет тренерского ведения - это как посмотреть, если это первое поколение, то я бесплатно это делаю. А если это авторские тренинги, то платно.

Отправить комментарий